В школах Санкт-Петербурга осуществляется внедрение целевой модели наставничества. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование». Целью внедрения целевой модели наставничества является создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих условий и механизмов развития наставничества в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогических работников
В ГБОУ СОШ №303 имени Фридриха Шиллера реализуется такая форма целевой модели, как «учитель-учитель».
Варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Форма |
Цель |
||
«опытный педагог – молодой специалист» |
|
||
|
|
||
|
|
||
«педагог новатор – консервативный педагог» |
Овладение современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями |
||
«опытный предметник – неопытный предметник» |
Методическая поддержка по конкретному предмету |
||
«команда школьных наставников – педагог-конкурсант» |
Организационное и научно-методическое сопровождение педагогов-конкурсантов |
ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2023-2024 уч.гг.
Дата мероприятия | Время мероприятия | Место проведения | Название мероприятия | Ответственный | Исполнитель |
14.09.2023 | 15:30 | 1 площадка (актовый зал) | Методический практикум по реализации наставнических практик для молодых педагогов «Форумное движение» | Пряжникова А.Ю. | Шеко В.В., Гринмирис А.В. |
19.10.2023 | 15:00-18:00 | 1 площадка (322) | Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» | Пряжникова А.Ю. | Пономаренко И.В., Шеко В.В. |
02.11.2023 | 11:00 | 1 площадка (актовый зал) | Педагогический совет «Наставничество в образовании» | Пряжникова А.Ю. | Заместители директора по УВР, служба психолого-педагогического и социального сопровождения, заведующий ОДОД |
30.11.2023 | 15:30 | 1 площадка (314) | Методический практикум по реализации наставнических практик на тему «Педагогические мастерские» | Пряжникова А.Ю. | Шеко В.В., Гринмирис А.В. |
21.12.2023 | 15:00-18:00 | 1 площадка (322) | Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» | Пряжникова А.Ю. | Пономаренко И.В., Шеко В.В. |
15.02.2024 | 15:00-18:00 | 1 площадка (322) | Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» | Пряжникова А.Ю. | Пономаренко И.В., Шеко В.В. |
25.04.2024 | 15:00-18:00 | СПБ АППО | Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» | Пряжникова А.Ю. | Пономаренко И.В., Шеко В.В. |
25.05.2024 | 12:00 | Школьный двор | Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» (практикум для слушателей) | Пряжникова А.Ю. | Пономаренко И.В., Шеко В.В. |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
В школе №303 активно реализуется модель наставничества «команда школьных наставников – педагог-конкурсант». Команды школьных наставников по сопровождению конкурсантов состоят из: заместителя директора по направлению, председателя соответствующего МО, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, который осуществляет сопровождение по научно-методической части, педагога-наставника — старшего коллеги в данной предметной области. Функционирование такой наставнической модели принесло в этом году ощутимые результаты:
Команда школьных наставников: Пономаренко И.В., Пряжникова А.Ю., Грознова Т.Ю., Споданейко В.А. подготовили лауреата конкурса педагогических достижений 2022-2023 года «Педагогический дебют» — Тучкову Елену Владимировну
Команда школьных наставников: Пряжникова А.Ю., Балавина Е.А., Погожева И.Б. подготовили победителя конкурса педагогических достижений Фрунзенского района 2022-2023 года в номинации «Мастерство учителя» — Ревенко Ксению Валерьевну.
Команда школьных наставников: Виноградова А.А., Пономаренко И.В. и Пряжникова А.Ю. подготовили дипломанта конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга 2022-2023 года в номинации “Организатор воспитательной работы” — Маркову Ольгу Андреевну
Команда школьных наставников: Виноградова А.А., Пономаренко И.В., Пряжникова А.Ю., Маркова О.А. подготовили лауреата конкурса педагогических достижений Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2022-2023 года в номинации “Воспитание школьника” подноминации «Классный руководитель. Дебют» — Шеко Веру Владимировну
Наставник Пряжникова А.Ю. оказала помощь в подготовке к двенадцатому фестивалю лучших педагогических практик «Петербургский урок» в номинации «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов» учителю русского языка и литературы Погожевой Ирине Борисовне. В конкурсной методической разработке командой была успешно продемонстрирована практика использования технологии образовательного путешествия на уроках русского языка и литературы, которая была признана лучшей и одержала уверенную победу. Также наставник оказала научно-методическое сопровождение по подготовке к конкурсному отбору Погожевой И.Б. для участия в обучающей программе в области «Филология», которая проходила в образовательном центре Сириус (г. Сочи). В результате слаженной наставнической работы Ирина Борисовна прошла конкурсный отбор и приняла участие в программе в числе 30 педагогов из разных регионов России, итогом которой стала разработка проекта для одарëнных детей.
Успешный наставнический опыт работы по модели «опытный классный руководитель — молодой специалист» представил Гринмирис А.В. в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума на выездной сессии Всероссийского Форума классных руководителей Северо-Западного федерального округа
Гринмирис Альфред Владимирович также стал активным участником образовательного фестиваля наставников, организованного центром знаний «Машук».
Свой опыт успешный наставничества в рамках сопровождения победителя конкурса «Большой перемены» продемонстрировала учитель нашей школы Екатерина Алексеевна Башева. На образовательном слёте “Большой перемены” более 500 педагогов со всей страны встречались с интересными спикерами, обсуждали актуальные вопросы современного образования и воспитания школьников, решали кейсы и выполняли творческие задания. Педагоги встретились с Первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко, министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым и официальным представителем МИД России Марией Захаровой. В рамках мероприятия Екатерина Алексеевна Башева прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества».
Реализация опыта наставничества по модели «педагог-новатор — консервативный педагог» была осуществлена Шеко Верой Владимировной на Х международной конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы», где она выступила в роли учителя-наставника с темой «Актерское мастерство педагога в контексте школьного урока», а также в рамках фестиваля «Таврида – Арт» (АНО «Россия страна возможностей»), где педагогом была осуществлена разработка программы дополнительного образования по актерскому мастерству и ее апробация на базе МДЦ «Камский Артек»
В рамках работы молодежного педагогического форума «Линейка» педагог нашей школы Шеко Вера Владимировна участвовала в образовательном треке «наставничество в контексте экосистемы школы», в ходе которого Верой Владимировной был создан продукт: настольная образовательная игра по профориентации «ПрофГрад»
Молодые учителя немецкого языка Канунникова Ирина Алексеевна, Шустрова Наталья Дмитриевна и Беспалова Арина Аркадьевна по модели наставничества «опытный предметник – неопытный предметник» регулярно посещали семинары и мастер-классы в рамках работы школы молодого педагога, набирались опыта от старших коллег и наставников, проводили открытые уроки и участвовали в различных конкурсах
В феврале 2022 Гринмирис Альфред Владимирович и Шеко Вера Владимировна стали лауреатами районного конкурса «Педагогический дуэт», где представляли свои наработки в направлении наставничества, по теме «Игрофикация в образовании». Успешный опыт наставничества по данной теме в модели «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» с февраля по апрель 2023 года был представлен авторами на курсах повышения квалификации по теме: «Игрофикация в образовании» на базе ИМЦ Фрунзенского района.
Шеко Вера Владимировна и Гринмирис Альфред Владимирович стали спикерами на XII Петербургском международном образовательном форуме. Панельная дискуссия: «Наставничество 2.0: старый новый инструмент» Конференция: «Воспитание в системе образования. Новые вызовы времени». Площадка «Наставничество»
Наставничество по модели «учитель-учитель», а также деятельность педагогов школы по обмену инновационным педагогическим опытом, апробации и внедрению новых элементов содержания образования, осуществляется рамках работы лаборатории «Школа game-lab»