Наставничество

 

В школах Санкт-Петербурга осуществляется внедрение целевой модели наставничества. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование». Целью внедрения целевой модели наставничества является создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих условий и механизмов развития наставничества в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогических работников

В ГБОУ СОШ №303 имени Фридриха Шиллера  реализуется такая форма целевой модели, как «учитель-учитель».

 

Ролевые модели наставничества «Учитель – учитель»

 

Ролевая модель

Цель

«опытный педагог – молодой специалист»

Поддержка и закрепление на новом месте работы

 

 «опытный классный руководитель – молодой специалист»

Приобретения новых профессиональных навыков в работе с классным коллективом

 «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

Приобретение и развитие педагогических талантов и инициатив

«педагог новатор – консервативный педагог»

Овладение современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями

«опытный предметник – неопытный предметник»

Методическая поддержка по конкретному предмету

«команда школьных наставников – педагог-конкурсант»

Организационное и научно-методическое сопровождение педагогов-конкурсантов

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Письмо от
21.12.2021 Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
№ 657

Персонализированные программы наставничества

ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

на 2023-2024 уч.гг.

Дата мероприятия Время мероприятия Место проведения Название мероприятия Ответственный Исполнитель
07.09.2023 16:00 2 площадка Семинар для новых педагогов ОДОД Пряжникова А.Ю. Максимова А.А.
14.09.2023 15:30 1 площадка (актовый зал) Методический практикум по реализации наставнических практик для молодых педагогов «Форумное движение» Пряжникова А.Ю. Шеко В.В., Гринмирис А.В.
19.10.2023 15:00-18:00 1 площадка (322) Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» Пряжникова А.Ю. Пономаренко И.В., Шеко В.В.
02.11.2023 11:00 1 площадка (актовый зал) Педагогический совет «Наставничество в образовании» Пряжникова А.Ю. Заместители директора по УВР, служба психолого-педагогического и социального сопровождения, заведующий  ОДОД
21.12.2023 15:00-18:00 1 площадка (322) Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» Пряжникова А.Ю. Пономаренко И.В., Шеко В.В.
15.02.2024 15:00-18:00 1 площадка (322) Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» Пряжникова А.Ю. Пономаренко И.В., Шеко В.В.
25.04.2024 15:00-18:00 СПБ АППО Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» Пряжникова А.Ю. Пономаренко И.В., Шеко В.В.
25.05.2024 12:00 Школьный двор Стажировочная площадка «Технология разработки школьных арт-проектов» (практикум для слушателей) Пряжникова А.Ю. Пономаренко И.В., Шеко В.В.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ

Наставничество молодежи является важным трендом современного образования. Государство предлагает для молодых людей разнообразные формы для самореализации: олимпиады, конкурсы, образовательные платформы, курсы, движения и активности. В этом разнообразии подросткам порой нелегко найти собственный вектор самореализации. Именно здесь приходит на помощь наставник и помогает выстроить подростку собственный маршрут, который поможет ему занять свое место в обществе и получить социальное признание. Результатом такого совместного взаимодействия будет максимальная включенность наставляемого в жизнь школы и общества.

Начало лета — горячая пора для наставников Большой перемены. Опыт победителей конкурса прошлых лет из числа наших учеников вдохновляет все больше ребят к участию в этом замечательном молодежном проекте. Наставники обучаются, прокачивают навыки на слетах и форумах, чтобы привести большее количество наших учеников к заветной победе в Большой перемене!

 

 

Опытом реализации модели наставничества в конкурсе лучших практик наставничества среди классных руководителей делились классные руководители нашей школы, советник директора по воспитанию  Гринмирис Альфред Владимирович и педагог дополнительного образования Шеко Вера Владимировна

Педагоги нашей школы активно овладевают моделью наставничества «учитель-ученик» за рамками традиционного урока. В результате наставляемые получают важный жизненный опыт и первые победы. Но самое главное, такая практика открывает новые возможности и перспективы для детей, пробуждает их активность в разных сферах деятельности и в обретении активной жизненной стратегии. О начале реализации собственного молодежного образовательного проекта обучающимся нашей школы Галгашом Глебом, катализатором которого стала победа наставнической пары во Всероссийском конкурсе «Знаешь? Научи!», можно прочитать здесь

Успехи в реализации реверсивной модели наставничества, а также в модели «команда школьных наставников – педагог-конкурсант» ежегодно подтверждается успешными результатами в конкурсе «Петербургский урок». Наставническую поддержку победителям Фоминой Александре Валентиновне и Давидовской Виктории Романовне в текущем учебном году оказывали педагоги Погожева Ирина Борисовна, Ухова Светлана Геннадьевна, заместитель директора Пряжникова Анна Юрьевна.

 

В рамках реализации программы наставничества и распространения эффективного опыта 23 ноября на базе школы № 303 имени Фридриха Шиллера прошел районный семинар для молодых педагогов «Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры».

В ходе семинара выступили: директор школы № 303 Виноградова А.А.,  рассказала о деятельности учреждения и имидже образовательной организации Schillerschule.  Шустрова Н.Д., учитель немецкого языка школы № 303, рассказала о том, как идет формирование положительного имиджа педагога в школе. Во второй части семинара педагогом дополнительного образования нашей школы Шеко Верой Владимировной был проведен тренинг по формированию речевого имиджа.   

27 сентября в ЦНППМ СПб АППО в рамках работы первой сессии Региональных стажировочных площадок была запланирована работа площадок на текущий год и перспективные три года.  Также состоялось вручение сертификата тьютора педагогу-наставнику школы №303 Пряжниковой А.Ю.

21 сентября состоялся семинар по реализации наставнических практик для молодых педагогов «Форумное движение». Активные участники форумов Росмолодежи и событий платформы «Россия-страна возможностей» Вера Владимирова Шеко, Альфред Владимирович Гринмирис и Алиса Андреевна Пономаренко рассказали коллегам о том, как устроены форумы изнутри, как найти «свой» форум и что нужно делать, чтобы получить грант на реализацию своего проекта. Самые активные участники конференции получили в подарок памятные подарки — шоперы, блокноты, рабочую тетрадь форумчанина.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ

В школе №303 активно реализуется модель наставничества «команда школьных наставников – педагог-конкурсант». Команды школьных наставников по сопровождению конкурсантов состоят из: заместителя директора по направлению, председателя соответствующего МО, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, который осуществляет сопровождение по научно-методической части, педагога-наставника — старшего коллеги в данной предметной области. Функционирование такой наставнической модели принесло в этом году ощутимые результаты:  

Команда школьных наставников: Пономаренко И.В., Пряжникова А.Ю., Грознова Т.Ю., Споданейко В.А. подготовили лауреата конкурса педагогических достижений 2022-2023 года «Педагогический дебют» — Тучкову Елену Владимировну

Команда школьных наставников: Пряжникова А.Ю., Балавина Е.А., Погожева И.Б. подготовили победителя конкурса педагогических достижений Фрунзенского района 2022-2023 года в номинации «Мастерство учителя» — Ревенко Ксению Валерьевну.

 

Команда школьных наставников: Виноградова А.А., Пономаренко И.В. и Пряжникова А.Ю. подготовили дипломанта конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга 2022-2023 года в номинации “Организатор воспитательной работы”  — Маркову Ольгу Андреевну

Команда школьных наставников: Виноградова А.А., Пономаренко И.В., Пряжникова А.Ю., Маркова О.А. подготовили лауреата конкурса педагогических достижений Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2022-2023 года в номинации “Воспитание школьника” подноминации «Классный руководитель. Дебют»  — Шеко Веру Владимировну

Наставник Пряжникова А.Ю. оказала помощь в подготовке к двенадцатому фестивалю лучших педагогических практик «Петербургский урок» в номинации «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов» учителю русского языка и литературы Погожевой Ирине Борисовне. В конкурсной методической разработке командой была успешно продемонстрирована практика использования технологии образовательного путешествия на уроках русского языка и литературы, которая была признана лучшей и одержала уверенную победу.  Также наставник оказала научно-методическое сопровождение по подготовке к конкурсному отбору Погожевой И.Б. для участия в обучающей программе в области «Филология», которая проходила в образовательном центре Сириус (г. Сочи).  В результате слаженной наставнической работы Ирина Борисовна прошла конкурсный отбор и приняла участие в программе в числе 30 педагогов из разных регионов России, итогом которой стала разработка проекта для одарëнных детей.

Успешный наставнический опыт работы по модели «опытный классный руководитель — молодой специалист» представил Гринмирис А.В. в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума на выездной сессии Всероссийского Форума классных руководителей Северо-Западного федерального округа

Гринмирис Альфред Владимирович также стал активным участником образовательного фестиваля наставников, организованного центром знаний «Машук».

 

 

Свой опыт успешный наставничества в рамках сопровождения победителя конкурса «Большой перемены» продемонстрировала учитель нашей школы Екатерина Алексеевна Башева. На образовательном слёте “Большой перемены” более 500 педагогов со всей страны встречались с интересными спикерами, обсуждали актуальные вопросы современного образования и воспитания школьников, решали кейсы и выполняли творческие задания. Педагоги встретились с Первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко, министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым и официальным представителем МИД России Марией Захаровой. В рамках мероприятия Екатерина Алексеевна Башева прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества».

Реализация опыта наставничества по модели «педагог-новатор — консервативный педагог» была осуществлена Шеко Верой Владимировной на Х международной конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы», где она выступила в роли учителя-наставника с темой «Актерское мастерство педагога в контексте школьного урока», а также в рамках фестиваля «Таврида – Арт» (АНО «Россия страна возможностей»), где педагогом была осуществлена разработка программы дополнительного образования по актерскому мастерству и ее апробация на базе МДЦ «Камский Артек»  

В рамках работы молодежного педагогического форума «Линейка» педагог нашей школы Шеко Вера Владимировна участвовала в образовательном треке «наставничество в контексте экосистемы школы», в ходе которого Верой Владимировной был создан продукт: настольная образовательная игра по профориентации «ПрофГрад»

Молодые учителя немецкого языка Канунникова Ирина Алексеевна, Шустрова Наталья Дмитриевна и Беспалова Арина Аркадьевна  по модели наставничества «опытный предметник – неопытный предметник» регулярно посещали семинары и мастер-классы в рамках работы школы молодого педагога, набирались опыта от старших коллег и наставников, проводили открытые уроки и участвовали в различных конкурсах

В феврале 2022 Гринмирис Альфред Владимирович и Шеко Вера Владимировна стали лауреатами районного конкурса «Педагогический дуэт», где представляли свои наработки в направлении наставничества, по теме «Игрофикация в образовании». Успешный опыт наставничества по данной теме в модели «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» с февраля по апрель 2023 года был представлен авторами на курсах повышения квалификации по теме: «Игрофикация в образовании» на базе ИМЦ Фрунзенского района.

 

 

 

 

Шеко Вера Владимировна и Гринмирис Альфред Владимирович стали спикерами на XII Петербургском международном образовательном форуме. Панельная дискуссия: «Наставничество 2.0: старый новый инструмент» Конференция: «Воспитание в системе образования. Новые вызовы времени». Площадка «Наставничество»

 

 

Наставничество по модели «учитель-учитель», а также деятельность педагогов школы по обмену инновационным педагогическим опытом, апробации и внедрению новых элементов содержания образования, осуществляется рамках работы лаборатории «Школа game-lab»