Образовательные стандарты и требования

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 732 от 12.08.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

 

 

ФГОС 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Основные отличительные особенности ФГОС

Новые подходы к определению  стратегических целей стандартов:

  • Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Стратегические задачи разработки  стандартов:

  • Обеспечение социальной консолидации общества.
  • Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
  • Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
  • Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
  • Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

  • гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
  • идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
  • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
  • ценности личной, социальной и государственной безопасности;
  • национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Инновационные функции стандарта:

  • Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
  • Инструмент формирования социального доверия,    общественного согласия и гражданской консолидации.
  • Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
  • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
  • Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
  • Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
  • Обеспечение единства образовательного пространства страны
  • Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

От уровня к уровню меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

Обязательная часть основной образовательной программы составляет:

  • Начальная школа — 80 %
  • Основная школа — 70%
  • Средняя школа – 60 %

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  от общего объёма основной образовательной программы:

  • Начальная школа — 20 %
  • Основная школа — 30%
  • Средняя школа – 40 %