Музей Фридриха Шиллера

История создания музея

С 2001 года наша школа носит имя  великого немецкого поэта, драматурга и историка и уже более 15 лет осуществляется школьный обмен с реальной школой им. Анны Франк г. Марбах-на Неккаре. Вы  будете удивлены, но история этого партнерства связана со временем второй мировой войны. О ней Вы узнаете из экспозиции в первой витрине.
В годы фашизма недалеко от Штуттгарта  существовал лагерь, где  работали  угнанные из России  люди. Незадолго  до освобождения города американцами  комендант лагеря бежал, и заключенные пытались спастись своими собственными силами.

Так на перекрестке  дорог оказался русский  рабочий с тремя детьми.  Куда податься? Территория  еще занята фашистами.  На его счастье  он встретил  немецкую женщину, жительницу Штуттгарта, Эву Роткугель .  В течение нескольких недель она со своими сестрами Розой и  Сантой Ремер прятала  русских  у себя в подвале. Это требовало от них большого мужества. После  окончания войны  связь между сестрами и  спасенными ими русскими прервалась. Лишь через 44 года  один  из троих детей, Валентин Соболевский,   попытался найти  своих спасительниц. Валентин Соболевский побывал в Штуттгарте и на кладбище, где в годы плена хоронили русских. Там он узнал, что  за могилами на кладбище  ухаживает немецкий учитель истории Николаус Бенц со своими учениками. Тогда Соболевский выступил с инициативой  о школьном  партнерстве  между немецкой и русской школой.  Свой вклад в осуществление этой идеи  внес союз малолетних узников нацизма.


 

На фото (выделен) Валентин Соболевский.

 

 



В 1991 году состоялся первый школьный обмен.  С тех пор многие  ученики нашей школы посетили на родине Шиллера, Марбахе, музей поэта, постепенно возникла идея проведения Шиллеровских чтений для учащихся  старших классов.
Для немцев было непривычно, что школы в России различаются по номерам. Поэтому они предложили нашей школе взять имя Шиллера. Реальная школа и бургомистр Марбаха направили письмо губернатору СПб с этим предложением.  Директор  школы Елена Сергеевна Ипполитова и  учитель немецкого языка Татьяна Георгиевна Ершова отдали много сил и времени работе, предшествовавшей присвоению школе имени Фридриха Шиллера.

Экспозиция нашего музея Фридриха Шиллера дает обзор жизни и творчества Фридриха Шиллера, знакомит с героями его произведений. Экспонаты маленького музея мы получили из Национального литературного архива Германии, музея Шиллера в Веймаре и из нашей партнерской школы на родине  поэта в Марбахе на Неккаре. Нам помогали также друзья из земли Саар и нашей партнерской  гимназии в Оттвайлере. Неоценимую помощь оказали  также учителя нашей школы и гости музея, подарившие нам книги, репродукции, наглядный материал.

 

 

 

 

Семья Шиллера. Детство

В следующей витрине выставлены материалы, посвященные родным Шиллера, его детству и годам учёбы.

Предки Шиллера со стороны отца были вюрттембергскими  крестьянами, пекарями, трактирщиками.  Отец Шиллера Иоганн Каспар Шиллер  обучался ремеслу лекаря, служил фельдшером в армии, затем ушел со службы и поселился в городке Марбах-на-Неккаре  в маленькой гостинице «У золотого льва». Здесь  же он женился на  16летней дочке хозяина гостиницы Элизабет Доротее Кодвейс. Правда,  вскоре после свадьбы выяснилось, что тесть,  занимаясь торговлей лесом, был на пороге банкротства.  Иоганн Каспар Шиллер в страхе перед кредиторами тестя  был вынужден оставить свою частную практику и вернуться в армию. Родившийся 10 ноября  сын был крещен уже на следующий день и получил при крещении имя Иоганн Фридрих Шиллер. Отец при этом не присутствовал, зато список крестных насчитывает 9 человек, среди них один генерал, а также бургомистр города.  Только самое раннее детство провел Шиллер в Марбахе, в маленьком домике напротив фонтана. Его отец получил офицерский чин, и семья  вынуждена была уехать сначала в Лорх, а затем в Людвигсбург.alt

 

alt

Будучи офицером отец Шиллера обращал большое внимание на дисциплину и послушание. Он был бескомпромиссен и строг, но считался очень добросовестным и ответственным человеком.  Герцог Вюрттембергский Карл Евгений назначил его смотрителем своих садов. До своей смерти в 1796 г. отец занимал эту должность и превратил Людвигсбург, резиденцию герцога, в цветущий сад. Позже, уже с помощью сына, он издал свою книгу, в которой изложил 20-летний опыт выращивания деревьев. О том, что этот опыт был действительно обширен, свидетельствуют более 300 страниц  книги  с красочными иллюстрациями.  Другая книга Шиллера-отца называется «История моей  жизни», она была написана  и издана через 3 недели после того, как его сын  стал профессором  философии.


altМать  Шиллера, напротив, получила лишь начальное образование, писала  с ошибками. Но была очень набожна и толерантна. Часто она скрывала от мужа  мелкие проделки сына. Эмоциональный контакт с матерью  Шиллер сохранил на всю жизнь.  Вы можете увидеть копию рецепта пирога из айвы, написанного ее рукой. Легенда гласит, что невеста, испекшая такой пирог своему жениху, будет счастлива в браке.

 


altУ Шиллера было 5 сестер, две  умерли в младенчестве. Старшая, Кристофина, была его близким другом, в годы изгнания и жизни в Веймаре  он состоял с ней в  тесной переписке.

В 1765 году Шиллер пошел в школу. Учителями в начальной  школе были в то время, как правило,  ремесленники, отставные солдаты, мало знакомые с педагогикой. Поэтому здесь царили муштра, наказания и зубрежка.  В Людвигсбурге  Шиллер  посещал латинскую школу и по ее окончании хотел изучать теологию.  В  программе латинской  школы  были латинский и греческий языки, перевод, азы математики и музыки. Шиллер  с удовольствием читал  произведения Вергилия, Горация  и Овидия. В табеле отмечалось, что ученик Шиллер  хорошо переводит латинских и греческих авторов, пишет  собственные стихи, но почерк  имеет весьма посредственный.

Самое  раннее стихотворение  Шиллер написал в 1769 г. к Новому году и перевел его на латинский язык.  Ему было тогда 10 лет.  В 13 лет, по воспоминаниям сестры, он  сочинил первую трагедию. Семья жила неподалеку от оперного театра,  после театральных представлений молодой Шиллер ставил собственные сценки в саду или на кухне.

Учеба в военной академии Карлсшуле


alt
alt
В 1770 г. герцог Карл Евгений основал  учебное заведение для солдатских сирот, которое превратилось в  военную академию Карлсшуле, готовившую государственных чиновников для герцога.  Герцог, получавший сведения об успеваемости  учащихся латинской школы,  предложил отцу Шиллера отдать  прекрасно учившегося сына в эту академию. Так Шиллер должен был отказаться от карьеры священника.
Для 14-летнего Шиллера начало учебы  в Карлсшуле стало шоком.  Он никогда не отрицал,  что академия дала ему блестящее образование. Но учеба здесь означала для  него потерю семьи и полное изменение  привычного уклада жизни. Все письма учеников домой прочитывались, поездки к родителям были запрещены. Несмотря на то, что родители жили всего в нескольких километрах от школы, встречи были очень редки, лишь по воскресеньям. Кристофину он  вообще не мог видеть, так как молодым женщинам вход был запрещен. Свою младшую сестру он впервые увидел лишь после окончания  академии. О смерти двух других сестер  он узнал  из письма. Один из учеников школы назвал ее «Рабской плантацией» герцога. Особенно не хватало Шиллеру  личной свободы.

altЕсли кто-то из учеников  нарушал дисциплину, ему на куртку пришпиливали билетик, на котором была написана его провинность. Во время утреннего построения герцог  читал  эти билетики и устанавливал наказания: розги, карцер или лишение обеда. Рисунок Шиллера, изображавший крепостную стену,  позволяет предполагать, как чувствовал себя молодой человек в стенах академии.
Молодой Шиллер пытался защищать свою индивидуальную свободу и получал  в первые годы много штрафных билетов. Изучение юриспруденции его мало интересовало и он был одним  из самых плохих учеников. Но через 3 года герцог понял, что ему грозит переизбыток юристов, и он приказал семерым ученикам  заняться изучением медицины. К этому времени Шиллер научился обходить школьные правила и проводил много времени в госпитале, сказавшись больным (а здоровье у него с детства, действительно, было не самое крепкое). Здесь он читал и работал над собственными произведениями. Его успеваемость улучшилась и в 1779 году Шиллер получил 3 медали. Следует упомянуть, что при этом присутствовал молодой Гете, бывший проездом в Вюрттемберге. Друг Шиллера  фон Хофен писал: «Если бы Гете предполагал, что среди воспитанников, с восторгом смотревших на него, был тот, который позже станет его достойным соперником в творчестве и одним из самых доверенных друзей в жизни!»

Полковой врач Шиллер. Первая драма


altПерейдем к третьей витрине, посвященной работе в качестве полкового врача после окончания в 1780 году академии. В его полку было 400 солдат, в основном пожилые инвалиды. В музее вы увидите копию рецепта, написанного рукой врача Шиллера. Его начальник, лейбмедик  Элверт,  молча правил рецепты тех удивительных микстур, которые прописывал ШОчень много времени полковой врач посвящал литературной работе.
Первые стихи Шиллера  были опубликованы, когда он был еще учеником Карлсшуле. Там же он начал работу над драмой «Разбойники», отрывки из которой он читал своим   школьным друзьям. Драма  была написана в стиле литературного направления «Буря и натиск». Пафос «Pазбойников» направлен против тирании в любых ее проявлениях. На титульном листе молодой драматург написал девиз: «Против тиранов».  В 1782 г. драма была поставлена  в Маннгейме, за границами герцогства.  Успех   «Разбойников» стал одним из крупнейших событий в немецкой театральной истории. 
На премьеру Шиллер отправился в Маннгейм, не испросив разрешения у герцога, и получил за это 14 дней ареста  и запрет писать «комедии». В этой ситуации Шиллеру  пришлось бежать  из Штуттгарта  в Маннгейм. Так началось изгнание поэта.

Годы изгнания.Профессор истории в Йене


altЧетвертая витрина содержит экспонаты, рассказывающие о творчестве Шиллера в эмиграции, его следующих драматургических опытах, работе профессором истории  и, конечно,  о любви. Следует отметить, что благородная натура Шиллера и его талант привлекали  к нему  людей, которые становились его хорошими друзьями, поддерживавшими его в годы  вынужденной эмиграции и  безденежья. Друзья поддерживают его, дают приют и возможность работать. Он долго жил в Бауэрбахе у матери своего школьного друга Генриетты  фон Вольцоген. Здесь была написана  его трагедия «Коварство и любовь» . Предрассудки и  интриги разрушают в ней любовь  дворянина и простой девушки. Сегодня  это одно из самых известных произведений Шиллера, оно долго стояло в репертуаре Петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова.

«Я пишу как гражданин мира,  который не служит ни одному князю,» — писал Шиллер. Он чувствовал свою принадлежность всему человечеству и верил в его счастливое будущее под знаком любви, радости, свободы и братства. В «Оде к радости» он пишет: «Обнимитесь, миллионы, Слейтесь в радости одной!»
Текст оды был использован Бетховеном в финале 9 симфонии, а в 21 веке стал гимном Европейского Союза.

Уже в годы учебы в Карлсшуле Шиллер интересовался  историей. В ходе работы над драмой «Дон Карлос» он изучал труды по новой европейской истории, лично познакомился с Гете и Гердером и получил с их помощью место профессора истории в университете Йены. 500 слушателей пришли на его первую лекцию, которая называлась «Что такое всеобщая история и зачем мы ее изучаем». По его мысли, изучение истории имеет целью показать развитие  человечества от первобытного состояния  к полноценной, гуманной и разумно мыслящей личности.

alt
alt
К этому времени  относится знакомство Шиллера  с семьей Ленгефельд и двумя сестрами: живой и одаренной Каролиной   и спокойной  и  скромной Шарлоттой. В  1790 г. он написал отцу: « 22 февраля я женился на моей дорогой Шарлотте и ничто не  мешает теперь моему  счастью.  Я переживаю счастливейшие дни в моей жизни. Если бы  Вы на мгновение могли  перенестись   ко мне, Вы бы порадовались счастью своего сына».

alt
alt
alt
altБолее 10 лет прошло с момента побега Шиллера из Вюрттемберга.  Он хотел увидеть  родителей и сестер и показать  жене  свою родину.  Там родился его первенец Карл. Всего у Шиллера было четверо детей: Карл стал позднее историком, Эрнст работал в лесничестве,  Каролина организовала школу для девочек, а Эмилия посвятила себя исследованию творчества отца.
Его школьный друг скульптор Даннекер создал  во время пребывания Шиллера в Людвигсбурге самый знаменитый его скульптурный портрет. Позже Даннекер писал Шиллеру: «Я должен сказать тебе, что твой портрет производит на людей  непонятное впечатление: те, кто видел тебя, находят  его необыкновенно похожим, а те,  кому известны только твои произведения, находят его лучшим, чем тот идеальный образ,  который  могла создать их фантазия».
В нашем музее хранится копия бюста, подаренная Немецким литературным архивом.


Шиллер в Веймаре
Пятая витрина посвящена дружбе Шиллера и Гете, жизни поэта в Веймаре. В 1794 году начинается сближение Шиллера  и Гете. Для Шиллера, годами занимавшегося  историей и философией, дружба с Гете дала новые импульсы к творчеству. Он пишет в это время исторические драму «Валленштайн» . Гете возобновляет работу над «Фаустом». 1797 год вошел в историю литературы как «балладный», в творческом состязании два поэта создали  великолепные произведения в этом жанре: «Перчатка», «Кубок», «Ивиковы журавли» Шиллера, «Лесной царь» и «Рыбак» Гете. В русскую литературу баллады Шиллера вошли в переводах Жуковского.



alt
Желание быть постоянно  вблизи Гете и рядом с веймарским театром побудило Шиллера в 1799 году окончательно переселиться в Веймар. А в 1802 он покупает дом  на Эспланаде, рядом с домом Гете. В Веймаре  были написаны его драмы «Мария Стюарт»,  «Орлеанская Дева»,  «Валленштейн», „Вильгельм Телль“, начата работа над  драмой из русской истории смутного времени „Деметрий“. Преследовавшая Шиллера все последние годы болезнь легких не дала поэту возможности осуществить этот труд. Последнее законченное произведение  Шиллера было представлено в  любимом  театре поэта, в Веймаре, на спектакле, посвященном  прибытию наследной принцессы, дочери русского императора Павла, Марии Павловны. Одновременно оно посвящено и городу Веймару, где он прожил все последние годы жизни.

9 мая  1805 г.  перо упало из рук поэта, он умер. 
В 1827 г.  останки Шиллера  были перенесены в  княжескую усыпальницу, а в 1832 г.  рядом  с ним  был похоронен его великий друг Гете. В доме Шиллера в Веймаре был устроен музей.
Памятник Гете и Шиллеру перед Веймарским театром стал символом города.

alt

Дополнительные экспозиции музея

Фонды музея содержат книги, фотографии, альбомы, посвященные родному городу Шиллера.
В Марбахе, на доме, где родился  Шиллер сначала висела простая  деревянная дощечка. Затем дом был перестроен по старым  планам,  в  год празднования столетия со дня рождения  Шиллера в ноябре 1859 г.  он был торжественно открыт.  В Марбахе был поставлен памятник  Шиллеру, а первый памятник в Германии был открыт в Штуттгарте . Самый же первый памятник Шиллеру находится в Эстонии.

Празднование  дня рождения Шиллера стало в городе традицией. С башни Александеркирхе в мае и ноябре, в день  рождения и смерти поэта, звучит колокол Шиллера, названный Конкордиа. Московские немцы собрали деньги на этот колокол и подарили его Марбаху. Маленькое собрание музея стало национальным музеем Шиллера, а позже и  национальным немецким литературным архивом. Для архива было построено специальное хранилище.

В музее находятся материалы, посвященные нашему школьному обмену с реальной школой имени Анне Франк в Марбахе, творческие работы наших учеников, созданные с использованием материалов музея.

На стенной панораме вы увидите копии иллюстраций к драмам Шиллера, театральных программок и рукописей поэта.
alt
alt
alt

 






В нашем школьном музее мы реконструировали рабочий стол Шиллера, Вы видите здесь глобус, старинный подсвечник, издания Шиллера и Гете 19 века и современные издания, копию гравюры, изображающей его родных и друзей.
В 2008 году наш музей украсила копия портрета Шиллера работы художника Антона Граффа. Деревянную золоченую раму выполнил папа ученицы нашей школы А. Самсонов. Кроме того, музей получил аудио- и видеотехнику.
Книги, брошюры, литературоведческие исследования, труды сотрудников немецкого литературного архива, а также другие материалы, хранящиеся в музее, в том числе, цифровые носители информации, видеоматериалы помогут учителю подготовиться к уроку, а ученику сделать интересный доклад, написать реферат.